?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

GPL не вписывается

Давненько у нас идут споры, вписывается ли GPL в российское законодательство. Некоторые утверждают, что вписывается. Другие возражают; но возражения всё какие-то мелкие: про неуказание срока лицензионного договора (п.4 ст.1235), про неуказание размера вознаграждения (п.4 ст.1286) и т.д. Эти препятствия нетрудно обойти.

Далее ваш покорный слуга изложит своё возражение. Одно, но фатальное. Оно делает использование GPL и GPL-подобных лицензий в России неприемлемым.

Согласно ст.1260 ГК
«1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.»

Получается, что взяв чужую программу и изменив в ней пару строк (создав производное произведение), новый автор получает все авторские права на изменённую программу. (Авторские, следовательно, и исключительные тоже.) Но для этого он должен соблюсти права авторов оригинальной программы, то есть, условия лицензионного договора.

Основа "вирусных" лицензий (лицензионных договоров) типа GPL в том, что производное произведение должно распространяться под такой же самой лицензией, как и оригинальное. Принимая условия этого лицензионного договора, будущий переработчик (автор производного произведения) обязуется лицензировать на таких же условиях созданное им в будущем производное произведение.

И в этом - главная засада.

Ст.1233 ГК:
«4. Условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, ограничивающие право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам, ничтожны

Мы тебя предупреждали, вах!
"Мы тебя предупреждали!"
Таким образом, если переработчик обязался по договору не отчуждать исключительное право на свои будущие производные произведения, такое условие не действует. Обратите внимание: ничтожен не договор, а одно условие договора. Лицензионный договор (GPL) в целом действует, то есть право на переработку остаётся. Но запрет на дальнейшее отчуждение – не действует.

Снова возвращаясь к ст.1260,
«4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.»

То есть, создав производную программу, новый автор получает на неё исключительные права и при этом не связан условием, запрещающим их отчуждать. Соответственно, он их с полным основанием отчуждает, то есть продаёт исключительные права иному лицу. А новый правообладатель уже волен лицензировать программу на любых условиях.

Вот и выходит, что использовать GPL-программы на территории РФ можно без опаски. Но своей функции их лицензия не выполняет: не защищает от перевода свободного софта в проприетарный.

Буду рад услышать аргументированные возражения.


Comments

( 64 comments — Leave a comment )
mcjabberwock
Dec. 29th, 2009 03:50 pm (UTC)
Чисто по ассоциации приплыло:
dm> Какая у нее лицензия
lom> ДПЗД
lom> в смысле LGPL
infowatch
Dec. 29th, 2009 03:54 pm (UTC)
Во-во!

Фокус! Была докторская GPL — стала BSD.
besm6
Dec. 29th, 2009 03:58 pm (UTC)
В GPL есть клауза на тему "вы не имеете права нарушать нашу лицензию, даже если ваше законодательство не позволяет вам ее соблюдать. В этой ситуации вы просто не получаете своих прав по нашей лицензии."
infowatch
Dec. 29th, 2009 04:07 pm (UTC)
Во-первых, я не нашёл такой статьи в версии 3. Прошу показать пальцем.

Во-вторых, давайте вспомним о приоритетах между договором и федеральным законом.
(no subject) - besm6 - Dec. 29th, 2009 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Dec. 29th, 2009 04:36 pm (UTC) - Expand
нет - (Anonymous) - Dec. 30th, 2009 12:09 pm (UTC) - Expand
по приоритетам - vekk - Jan. 1st, 2010 10:00 pm (UTC) - Expand
Re: по приоритетам - infowatch - Jan. 1st, 2010 10:06 pm (UTC) - Expand
Re: по приоритетам - vekk - Jan. 2nd, 2010 07:18 am (UTC) - Expand
Re: по приоритетам - infowatch - Jan. 2nd, 2010 08:00 am (UTC) - Expand
hoholusa
Dec. 29th, 2009 04:31 pm (UTC)
Можно сделать специальное юридическое лицо, вроде "Вася Пупкин" или "народ России" и намеренно каждый раз передавать ему права.
infowatch
Dec. 29th, 2009 04:37 pm (UTC)
О! Мысль.
Хочу быть генеральным директором ЗАО "Народ России".


Кроме шуток. Внести поправки в ГК, обеспечивающие функционирование GPL, совсем не сложно. Ни правообглодатели, ни Партия власти принципиальных возражений против GPL не имеют.

Edited at 2009-12-29 04:40 pm (UTC)
(no subject) - hoholusa - Dec. 29th, 2009 04:46 pm (UTC) - Expand
ruskit
Dec. 29th, 2009 04:41 pm (UTC)
Извините, но, кажется, в 1233.4 говорится об условиях договора, ограничивающих право отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам. Как требование публикации текстов ограничивает отчуждение авторских прав на код Васе Пупкину?
serge_sereda
Dec. 29th, 2009 04:57 pm (UTC)
Речь не идёт о требовании публикации текстов. Речь идёт о требовании распространять производные произведения только на условиях GPL. Дело в том, что распространять ПО можно не только по лицензионному договору, но и посредством отчуждения исключительного права. А вот это самое отчуждение как раз и невозможно запретить - закон не позволяет.
(no subject) - ruskit - Dec. 29th, 2009 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 29th, 2009 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serge_sereda - Dec. 29th, 2009 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Dec. 29th, 2009 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e1am0 - Dec. 29th, 2009 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruskit - Dec. 29th, 2009 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moradan.sopovs.com - Dec. 31st, 2009 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - pvphome - Dec. 30th, 2009 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Dec. 30th, 2009 01:25 pm (UTC) - Expand
serge_sereda
Dec. 29th, 2009 05:06 pm (UTC)
Что касается статьи 1233, то она частично противоречит ст. 12 пользующейся приоритетом по отношению к Гражданскому Кодексу Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, гласящую, что «авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений». Соответственно, есть определённые шансы оспорить законность описанной схемы приватизации свободного ПО.
infowatch
Dec. 29th, 2009 05:36 pm (UTC)
Да, шансы есть. Если найдётся, кому идти в Верховный суд и пробивать соответствующее толкование.

На мой взгляд, внести поправки в ГКЧЧ - шансов больше.
(no subject) - serge_sereda - Dec. 29th, 2009 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Dec. 29th, 2009 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serge_sereda - Dec. 29th, 2009 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Dec. 29th, 2009 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serge_sereda - Dec. 29th, 2009 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serge_sereda - Jan. 4th, 2010 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 4th, 2010 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serge_sereda - Jan. 4th, 2010 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 4th, 2010 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serge_sereda - Jan. 4th, 2010 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 5th, 2010 10:46 am (UTC) - Expand
botv0091
Dec. 30th, 2009 10:47 am (UTC)
Простите дите неразумное ... А с какой радости Вы ПО с изменением в ней пары строк - переводите в производное произведение и соответственно приписываете соответствующие права???
Если человек внес изменения в код программы он является автором этих изменений (разве нет??), но с какой стати ему переходят права но тот код который он НЕ ИЗМЕНЯЛ???? По Вашей логике - если механик ставит свою деталь в мою машину - то права на машину переходят механику??? Акститесь ...
Что я упускаю в своих рассуждениях??
З.Ы. То что написанно выше будет справедливо скажем для перевода ... Вот кто-то перевел дистрибутив Линукса и теоретически имеет все права продавать этот перевод ...
Поправьте если что ...
infowatch
Dec. 30th, 2009 04:15 pm (UTC)
Что я упускаю в своих рассуждениях??

Уважаемый собеседник упускает то, что в юридической дискуссии значения используемых слов надо брать не из словаря и не из здравого смысла, а из нормативных актов.

Производные произведения - произведения, представляющие собой переработку другого произведения (пп.1 п.2 ст.1259).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения (пп.9 п.2 ст.1270).

(no subject) - botv0091 - Dec. 30th, 2009 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 4th, 2010 05:41 pm (UTC) - Expand
alno87
Dec. 30th, 2009 03:13 pm (UTC)
Я правильно понимаю, что купив лицензионную версию Windows и поменяв пару файлов, я могу считаться ее автором и иметь все соответствующие права?
infowatch
Dec. 30th, 2009 04:18 pm (UTC)
Да.
Но пользоваться этими правами вы сможете только при соблюдении прав правообладателя, то есть, при соблюдении условий лицензионного договора, который запрещает переработку.
seetolearn
Jan. 6th, 2010 10:32 pm (UTC)
<offtopic>А какова вообще общественная польза от статьи 1233 ГК РФ, точнее, её части «отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам»? </offtopic>
infowatch
Jan. 7th, 2010 04:29 am (UTC)
Не понял вопроса.
Польза от возможности отчуждения? А что, запретить его, что ли?
(no subject) - seetolearn - Jan. 7th, 2010 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seetolearn - Jan. 7th, 2010 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Jan. 8th, 2010 04:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 23rd, 2010 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - seetolearn - Jan. 24th, 2010 03:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 24th, 2010 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Jan. 24th, 2010 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 24th, 2010 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seetolearn - Jan. 24th, 2010 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - seetolearn - Jan. 24th, 2010 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Jan. 24th, 2010 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seetolearn - Jan. 25th, 2010 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - seetolearn - Jan. 26th, 2010 04:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 24th, 2010 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seetolearn - Jan. 25th, 2010 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 25th, 2010 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - seetolearn - Jan. 24th, 2010 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - bablaw - Jan. 24th, 2010 01:31 pm (UTC) - Expand
( 64 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow