infowatch (infowatch) wrote,
infowatch
infowatch

Экономика бесконечности

В уголовных делах о нарушении авторских прав (ст.146 УК), доказывая умысел, часто апеллируют к тому, что, дескать, обвиняемый/подсудимый не мог не знать о контрафактности приобретаемого носителя, поскольку его цена очень далека от "обычной"; например, 100 рублей за диск с Windows вместо 6000. Такой аргумент был бы уместен в случае с вещной собственностью, но для интеллектуальной собственности он не работает.

Как известно, при производстве традиционных товаров себестоимость складывается из двух компонентов: издержки на производство партии товара и издержки на производство каждого экземпляра. Они могут соотноситься как 1:99 или как 50:50, для массовых автоматизированных производств – даже 90:10. Но свести вторую часть к нулю невозможно. Если вам предлагают купить золотое кольцо за 100 рублей при рыночной цене 6000, то дураку понятно, что таких цен "не бывает", это не честная сделка.

А при производстве ПО все издержки идут на изготовление первой копии. Последующее тиражирование обходится в столь незначительные суммы, что ими можно пренебречь в экономическом расчёте. Вышеописанное соотношение получается 100:0, и от деления на ноль все традиционные экономические расчёты клинит и уносит в сингулярность.

Это позволяет софтопроизводителям осуществлять немыслимые маркетинговые манёвры и варьировать цены в таких диапазонах, какие "материальным" производителям и не снились. Кроме традиционной экономической модели (продажи лицензий) ПО может приносить прибыль иными способами – через рекламу, через подписку на сопутствующие услуги, через продажу сопутствующих товаров, через включение в цену на компьютер или иное устройство, через стимулирование сбыта других программ. Таких экономических моделей довольно много, их разнообразие обуславливает сильную вариативность цены лицензии. До нуля и дальше, в отрицательные величины.

Так что низкая цена ни в коей мере не может быть "признаком контрафактности". Даже нулевая цена. Огорчает то, что следователи и судьи обычно отказываются привлекать экономистов в качестве специалистов или экспертов. Им проще пребывать в устаревшей парадигме «дорогой=легальный, дешёвый=краденый», огородив её колючей проволокой произвола от новой экономики.


ДОБАВКА. В ходе исследования граждане не смогли отличить контрафактный контент от лицензионного.

Tags: авторское право, криминалистика, статья 146
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments