?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Однажды мой знакомый устраивался на работу в крупную западную корпорацию. Пройдя положенный круг собеседований, он получил отказ. Причина отказа была указана следующая: "overqualified", то есть слишком умный.

Сегодня ваш покорный слуга публикует достаточно длинный текст на эту тему. Кому лень читать, сразу резюмирую. Советская система образования (плавно перешедшая в российскую и всё ещё сопротивляющаяся попыткам её реформировать) ориентирована на подготовку хакеров, а не пользователей. В результате экономика России страдает без нужных кадров, а весь остальной мир страдает от ужасных русских кибервзломщиков.

С точки зрения киберпреступности (преступности в сфере высоких технологий), Россия занимает особенное место. Можно даже сказать, что её положение уникально. Корни этой особенности и уникальности лежат в недавнем прошлом.

Как, наверное, известно уважаемым читателям, нынешняя Россия – это бывший Советский Союз. Эта страна была построена на совершенно иных принципах, нежели государства Западной Европы. В основе государственного устройства СССР лежала идеология коммунизма, и она отразилась практически на всех сторонах жизни. В частности, на системе образования. Именно в коммунистическом образовании и коренится современная российская киберпреступность.

Да простят меня коллеги за углубление в подробности идеологии. Но такое кажущееся отклонение от темы совершенно необходимо для понимания современной уникальной ситуации.

Капиталистическая система образования ориентирована на подготовку кадров для рыночной экономики. А какие для неё требуются кадры? Человек должен быть достаточно подготовлен, чтобы выполнять свою функцию на производстве или в офисе. Хороший работник должен уметь эксплуатировать сложную технику. Но не более того! Излишние знания и излишнее любопытство вредны для работника. Чем выше образовательный уровень, тем ленивее и требовательнее становится работник. Ленивые и капризные сотрудники никому не нужны. Нужны послушные и исполнительные. Чтоб послушно "нажимали кнопки" на сложной технике. А для создания этой сложной техники достаточно очень небольшого числа высокообразованных и высокооплачиваемых специалистов.

Что бы мы ни делали, при сборке всегда получается пулемёт.
– Что бы мы ни делали, при сборке всегда получается пулемёт...
Совсем иные ориентиры предусмотрены в коммунистической идеологии. Одним из её столпов, одним из базисных элементов является технический прогресс и курс на познание мира. Соответственно этому, советская система образования готовила не эксплуатационников, а исследователей. Выпускник вуза в СССР должен был уметь, образно говоря, не нажимать нужные кнопки на сложной машине, а понимать, как эта машина устроена и работает. Уровень фундаментальных теоретических знаний, даваемый в советских вузах, был явно выше необходимого для среднего работника. Кроме того, количество людей с высшим образованием в СССР явно превышало все потребности обычной экономики. По этому показателю Советский Союз прочно удерживал первое место в мире. Число исследовательских институтов в СССР также сильно выходило за рамки прикладных потребностей. Иными словами, советская система выпускала не технарей-работников, а технарей-исследователей. Причём, в огромных количествах.

Система образования, в отличие от иных отраслей экономики, очень инертна. Чтобы перестроить образование, потребуется смена не одного поколения, а двух или трёх. Иными словами ситуация в России изменится тогда, когда уйдут на пенсию те, кто учился в советские времена, а также те, кто учился у тех преподавателей, кто учился в советские времена. Это произойдёт не скоро. А пока российская система высшего образования, хотя и пытается перестроиться на манер европейской, но продолжает выпускать специалистов по старым советским программам, со старыми целевыми установками.

Теперь вы понимаете, что уровень образованности в России явно выше потребностей её нынешней экономики. И направленность этой образованности (исследователи вместо эксплуатационщиков) явно не соответствует потребностям. Наблюдается так называемая "утечка мозгов" из России в более благополучные страны. Но эта "внешняя" утечка мозгов не идёт ни в какое сравнение с утечкой "внутренней", когда люди с высшим образованием вынуждены переквалифицироваться в продавцов, водителей, строителей и другие подобные профессии, для которых высшее образование не только не требуется, но даже вредно.

Какое это имеет отношение к киберпреступности? Самое прямое!

Совершение преступлений в сфере высоких технологий как раз и требует глубоких фундаментальных знаний и исследовательской направленности ума. Тот работник, которого обучали правильно нажимать кнопки на сложной машине, ни за что не сможет эту машину перепрограммировать на исполнение непредусмотренных функций, например, изготовление фальшивых кредитных карт. А тот работник, которого учили не эксплуатировать, а исследовать, запросто такое сможет. Это будет вообще первое, о чём он задумается.

В развитых и благополучных странах число специалистов-исследователей очень невелико. И все они хорошо устроены, так что вряд ли кому-то из них придёт в голову заняться чем-то криминальным. В современной России таких специалистов не просто очень много, а значительно больше, чем можно устроить по специальности. Оружие киберпреступника – это вовсе не компьютер, не программное обеспечение. Оружие киберпреступника – его мозги, наполненные знаниями и настроенные на "критический" угол зрения. Образно говоря, Россия набита под завязку кибероружием. У нас кибероружие потрясающей мощности валяется под диваном на диване в каждом доме, в то время как в развитых странах оно есть лишь у избранных. Удивительно ли после этого, что так много хакеров-выходцев из СССР?

Итак, мы видим, что в России есть огромное число потенциальных киберпреступников, то есть, людей, обладающих необходимыми для этого знаниями, но в то же время не имеющих работы по специальности с достойной оплатой. И число таких людей, как это ни странно, не убывает. Ведь российские вузы продолжают готовить студентов в явно избыточном для нынешней экономики количестве.

В неофициальных обменах мнениями с зарубежными коллегами приходилось слышать суждения вроде "Россия – гнездо хакеров" или "Россия – рассадник киберпреступности". Хотя это явно слишком категоричные утверждения, но некоторые основания под ними есть. Только это не вина России. Это даже не вина коммунистов, ведь они готовили массовые кадры исследователей отнюдь не для кибервойн. Это наша общая беда. И одновременно – уникальная возможность пристроить талантливых русских хакеров к какому-либо полезному делу.


Comments

( 66 comments — Leave a comment )
besm6
Oct. 23rd, 2009 09:22 am (UTC)
Что-то вот только, когда нужен работник-исследователь, его днем с огнем не сыщешь... Попадаются все больше "программисты на ..." (те, которых учили нажимать на кнопки - ну да, не в ворде, а в Visual Studio, но результат по сути тот же самый - он делает не то, что надо, а то, что умеет, и если оно оказалось достаточно близко к тому, что надо, вам крупно повезло) или сисадмины, которые могут построить только стандартную конфигурацию.

А еще меня очень интересует, откуда будут брать тех немногих необходимых исследователей западные страны, если у нас будет та же система образования, что и у них. В Китае?

А вообще есть ощущение, что "внутренняя" утечка мозгов - это утечка вовсе не мозгов. Это (по большей части, понятно - исключения есть) как раз те, кого исследовать не научили. Те, кого научили, таки находят себе что поисследовать так, чтобы на хлеб с маслом хватало.
arkanoid
Oct. 23rd, 2009 09:49 am (UTC)
Это интересный парадокс - с одной стороны нет предложения по квалифицированным специалистам, с другой стороны - на них практически нет спроса! То есть все предпочитают работать с предсказуемым материалом - "выпускник по специальности плюс года три опыта работы" (пять - уже много, смотрят с сомнением - не дофига ли умный и не слишком ли много хочет).
Среди безопасников это особенно заметно - практически все вакансии - под "середнячков".
(no subject) - wizzard0 - Oct. 23rd, 2009 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkanoid - Oct. 23rd, 2009 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - wizzard0 - Oct. 23rd, 2009 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkanoid - Oct. 23rd, 2009 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wizzard0 - Oct. 23rd, 2009 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wizzard0 - Oct. 23rd, 2009 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arkanoid - Oct. 24th, 2009 12:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - wizzard0 - Oct. 24th, 2009 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - arkanoid - Oct. 24th, 2009 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dixi - Oct. 24th, 2009 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - wizzard0 - Oct. 24th, 2009 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Oct. 23rd, 2009 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wizzard0 - Oct. 23rd, 2009 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - besm6 - Oct. 23rd, 2009 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Oct. 23rd, 2009 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - besm6 - Oct. 23rd, 2009 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Oct. 23rd, 2009 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evil_harconen - Oct. 23rd, 2009 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Oct. 24th, 2009 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stix_ok - Nov. 5th, 2009 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Nov. 17th, 2009 01:46 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
infowatch
Oct. 23rd, 2009 11:45 am (UTC)
Излишне умнеют не только люди, но и вещи. Неожиданно ваш плеер взбунтуется и откажется воспроизводить файл, потому что он решил, что так будет для вас лучше. Пока ещё есть возможность выкинуть брендованный плеер и купить китайский, покорный и безотказный. Но такими темпами даже послушные китайцы кончатся ещё при нашей жизни.
(no subject) - vostnod - Oct. 8th, 2012 07:09 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
malotavr
Oct. 23rd, 2009 04:06 pm (UTC)
В точку :)

Что меня особенно подкупает в подобных публикациях - это глубина аргументации и обилие фактического материала :)

А если пафос отбросить, то у советской системы образования были и свои достоинства, и свои недостатки.

Что касается знаний, которые хакер получает якобы благодаря советской системе образования, то это, мягко говоря, неправда. По своему выпуску (1999 г., ВМиК МГУ) могу судить: те, кого сейчас можно назвать IT-профессионалами, на факультет пришли уже с готовым багажом знаний в этой сфере. Любимый факультет не дал им ни-че-го, кроме хороших фундаментальных знаний по математическим дисциплинам, которые были ими забыты ровно через год после получения диплома. Зато многие из знакомых мне хакеров (профессионалов, т.е. людей, для которых это основной источник заработка) или вообще не имеет высшего образования, или имеют непрофильное образование. И не надо рассказывать сказки про то, что в бывшем лесотехническом техникуме готовят "исследователей".


У российского образования есть две проблемы:
- оно считает себя самым лучшим и незаслуженно обиженным, и поэтому даже не пытается учиться на своих ошибках
- оно бессистемно.

Вы можете себе представить профессионала, обепечивающего "кибербезопасность", но за свою жизнь не одной программы написавшего ничего сложнее "Hello, world" в VBS на экселе? Я таких видел десятки.

З.Ы. Больше всего меня убивают вакансии серьезных компаний, которым требуется "офицер безопасности" имеющий "базовые знания о протоколе TCP/IP" и "знающий компьютер на уровне уверенного пользователя". Тоже мне, "кибероружие разрушительной силы". А каков спрос - такое, знаете ли, и предложение :)
(no subject) - infowatch - Oct. 23rd, 2009 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malotavr - Oct. 24th, 2009 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Oct. 24th, 2009 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - malotavr - Oct. 24th, 2009 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pascendi - Oct. 23rd, 2009 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malotavr - Oct. 24th, 2009 09:38 am (UTC) - Expand
alexboy_my_boy
Oct. 23rd, 2009 10:30 am (UTC)
Не совсем согласен с теорией. я вот сейчас на работе сижу в одноклассниках и контакте, хотя вчера злые админы на прокси закрыли доступ.
Я родился и немного успел поучиться в СССР, а еще у меня был компьютер Байт (кто не знает - аналог ZX Spektrum). Вот и разбирался как эта штука работает и даже лазил в него с паяльником.
А нынешнее поколение, например, мой младший брат и его ровесники уже начинали с селерона 1000МГц и виндовза. И необходимости вникать как эта хрень работает уже не было. Они учатся на АСУ, напишут на ПХП или Яве такое, что в китайском языке я быстрее разберусь. Но ум не тот, не пытливый ни у кого.
Захожу иногда в лицей где учился. Как нас тогда дрючили. Сканави кто помнит? Домашнее задание задавали по 50 задач из него. И попробуй не реши, отчислят нах. Тяжело было, но я своим преподам благодарен. А теперь... Одни блатные. Денег папы дали на учебу вот и диплом купленный. Преподы плачут: никто учиться не хочет, думать не хотят. Вот так. Одного поколения достаточно, даже полпоколения.
arkanoid
Oct. 23rd, 2009 12:17 pm (UTC)
Хочу заметить, что "злые админы закрыли доступ" и "оказались слишком тупы, чтобы сделать это хотя бы относительно надежно" вещи чаще всего глубоко взаимосвязанные.
(no subject) - ext_211240 - Oct. 23rd, 2009 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Oct. 23rd, 2009 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evil_harconen - Oct. 23rd, 2009 05:37 pm (UTC) - Expand
opexx
Oct. 23rd, 2009 11:27 am (UTC)
Всё не так просто
Жизнь постоянно усложняется. Мобильные телефоны, компьютеры, навигация... именно технически продвинутые люди позволяют новинкам войти в нашу жизнь, как это было с автомобилями и компьютерами, на ранней стадии развития которых с ними справиться могли только настоящие инженеры.

Компьютеры, в силу своей огромной сложности, до сих пор не подвластны многим, простейшие трудности, не связанные с поломкой, ставят большинство пользователей в тупик.

Да, образованные люди капризны и ленивы, им нужно большее... но может поручать рутину автоматам, а нам строить общество будущего, которое может дать это большее?
evil_harconen
Oct. 23rd, 2009 03:40 pm (UTC)
Проблема оверквалификации не так проста. Реально высококвалифицированных специалистов не хватает. Но при этом отказ в приеме на работу по указанной причине весьма распространен. Проблема в том, что в россии принята аксиома, "я начальник - ты дурак". Большинство руководителей не хотят брать умных сотрудников не потому, что они не нужны, а потому, что боятся за свое место из-за собственной неквалифицированности.

При этом такая политика насаждается государством (от примеров воздержусь - оверквалифицированные сами знают ;-) А коммерческие структуры, как ни крути, перенимают от государства стиль работы по мере роста объемов бизнеса. Да и в малом бизнесе верность ценится больше умения просто делать свою работу, поэтому даже мимикрия не помогает.

При этом очень большое количество востребованных позиций не то что предполагают, а просто требуют хорошего кругозора.

Тем не менее в россии не принято пользоваться услугами внешнего разума (консалтинг, аутстаффинг и прочие радости торговцев душами). Причины не важны, важен результат - повальная серость и идиотизм. Ведь механизм найма "винтиков" предполагает весьма серьезную работу по организации и оптимизации производства, которую в россии обычно никто не делает.
infowatch
Oct. 23rd, 2009 04:27 pm (UTC)
Вот-вот! Правильно сказано: "верность важнее умения". Но это не есть проблема. Это есть закон капитализма. Нужны верные. Нужны послушные. А вы кто? Ах, вы умные. Извините, вы "не вписались в рынок".
(no subject) - evil_harconen - Oct. 23rd, 2009 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pascendi - Oct. 23rd, 2009 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evil_harconen - Oct. 24th, 2009 05:40 am (UTC) - Expand
evil_harconen
Oct. 23rd, 2009 03:42 pm (UTC)
И вообще, посыл исходный неправильный.

Невостребованная квалификация приводит к проблемам в экономике, а не к росту криминала.
ext_211240
Oct. 23rd, 2009 05:24 pm (UTC)
Позвольте ответить вам двумя цитатами из статьи, которая нашлась в течении 5 минут:

"Трудность, собственно, заключается в том, что безработица – это одновременно и экономическая, и социальная, и политическая проблема, которую каждое государство, несмотря на общемировую обеспокоенность, должно решать самостоятельно."

"Безработица и криминал вообще находятся в прямой зависимости друг от друга. Согласно официальным исследованиям, проведенным в свое время США, увеличение безработицы только на 1 % влечет за собой рост преступности на 4 %, причем, растет число особо тяжких преступлений."

http://www.novopol.ru/text66052.html

Так что, невостребованная квалификация - это не только затрата ресурсов впустую, но и психологическая проблема работника, что не улучшает климат в обществе, и как частности, сфере IT.
(no subject) - evil_harconen - Oct. 23rd, 2009 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fsb37 - Oct. 23rd, 2009 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evil_harconen - Oct. 24th, 2009 05:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - infowatch - Oct. 24th, 2009 08:33 am (UTC) - Expand
igat
Oct. 24th, 2009 04:06 am (UTC)
Блин,как всё,казалось бы,хорошо-то у нас.Только вот я на своём предприятии(в смысле,на том что работаю,а оно оборонное,умных должно быть дофига и больше)как-то редко встречаю таких,"оверквалифицированных".В интституте номер отбывают,так же как и на работе потом.Хотя,конечно,есть и такие,но их крайне мало и погды они не делают.
infowatch
Oct. 24th, 2009 08:24 am (UTC)
Умные работники вакансии в оборонке даже не рассматривают. Сложилось такое мнение, что там платят мало, а начальники - сапоги.
xdiman
Feb. 16th, 2010 06:20 am (UTC)
вспомнился наш преподаватель из Бауманки - Борисов С.В.
нас, еще зеленых первокуров, он постоянно пичкал нетривиальными задачами типа "сделать то-то и то-то, но при этом не использовать условий и каких-либо встроенных функций". вот от подобных задач мозги и развивались :) много лет спустя, когда я устраивался на работу в "СУП", мне предложили задачку - сложить два цвета хранящихся в четырехбайтовых переменных, не допуская переполнения (т.е. складывать каждый байт соответственно с каждым байтом, в случае, если результат более 0xFF - оставить 0xFF), при этом не используя ифов и тернарных операторов. решил за две минуты :) хочу сказать спасибо этой системе образования :)
karpion
Aug. 19th, 2010 03:58 pm (UTC)
А как Вы это сделали?
А как Вы это сделали?

Я после пары минут придумал вот что:
  • Тупо складываем, получаем двубайтный результат.
  • Берём старший байт, который м.б. либо нулём, либо единицей.
  • Берём массив из двух элементов: '0' и '0xFF'. Используем старший байт в качестве индекса.
  • делаем OR младшего байта результата и полученного элемента массива.
PS: А можно ещё тупее: создать массив из 511 элементов: '0', '1', ..., '0xFE', '0xFF', '0xFF', ..., ; и использовать сумму в качестве индекса этого массива. Или просто двумерный массив (256 на 256 элементов) с заранее сгенерёнными ответами.
Re: А как Вы это сделали? - xdiman - Sep. 6th, 2010 10:47 pm (UTC) - Expand
jrmm
Mar. 12th, 2010 10:37 am (UTC)
> Выпускник вуза в СССР должен был уметь, образно говоря, не нажимать нужные кнопки на сложной машине, а понимать, как эта машина устроена и работает


это разве не отличие высшего образования от среднего? я почему-то всегда так думал.
piton1964
Jul. 31st, 2010 09:01 am (UTC)
Фурсенко: «Высшая математика в школе не нужна»
13.02.2009 г.
«Глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность, - заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании коллегии по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. - Есть учителя, которые блестяще объясняют высшую математику чуть ли не в 5-м классе. Это очень красиво выглядит, но мы должны ориентироваться не на гениальных учителей и не на выдающихся школьников, а на 13,5 млн учеников - как в селе, так и в городе».

Он же, 2008:
"Почему мы все время, говоря об образовании, держим в голове то, что мы должны готовить неких творцов? Вот и в вашем вопросе сквозит такая же тема. Нам такое количество творцов совсем не нужно. Не менее важно готовить людей, которые могли бы квалифицированно использовать знания и умения для претворения в жизнь идей, предложенных другими людьми. Но ругая меня за то, что я предлагаю превратить людей, которые тянутся к знаниям, в слепых исполнителей – вы тоже перегибаете палку. Я не хочу «слепых исполнителей». Я хочу людей, которые могли бы квалифицированно делать дело. Этот вопрос сегодня ставится постоянно работодателями..."

"При посещении военного училища Николаю I показали воспитанника, отличавшегося выдающимися способностями и верно предсказавшего тогдашний ход событий. "Мне таких не нужно, - заявил, нахмурясь, император, - без него есть, кому думать. Мне вот такие нужны!" И он вытащил из строя здоровенного малого, последнего по успеваемости, на лице которого не было заметно никаких следов умственной деятельности" ("Наука и Жизнь", №5/2010, стр. 100).
Сравните слова министра образования РФ Фурсенко: "Нам творцы не нужны, нам нужны исполнители!"

Следуя официозным установкам и предписаниям, даже ростки креативности, стоит им где-то ненароком вылезти, выпалывают на корню.
(no subject) - infowatch - Jul. 31st, 2010 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - piton1964 - Jul. 31st, 2010 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jrmm - Aug. 2nd, 2010 08:40 am (UTC) - Expand
jrmm
Mar. 12th, 2010 10:47 am (UTC)
> Оружие киберпреступника – его мозги, наполненные знаниями и настроенные на "критический" угол зрения.

если даже у меня такие же мозги, это не означает что я хакер. хакерами становится совершенно незначительная часть людей с таким мышлением. (не беру в пример школоту).

со времен СССР в россиянии значительно выросло количество вузов и соответственно их валовой продукт (с очевидным снижением среднего качества образования и его уводом в сторону юристконсультов и менеджеров по продажам). с советских времен остался стереотип о престижности высшего образования. "хороший родитель оплатит диплом". и пофиг, что он ребенку не нужен, и что инженеры голодали 10-20 лет во время перестройки/прихватизации и сейчас некоторые всё ещё ~голодают.

я думаю, в европе и тем более в штатах намного сильнее промывают мозг на темы хакерства или копирайта. вспоминаю например серию симпсонов, где они незаконно подключились к кабельному. а ведь это собирательный образ средневзвешенного запуганного обывателя. очень хорошо, что мы в россиянии пока не такие.

да кстати, про зарубежных коллег, приведите статистику, сколько россиян в год идут под суд за хакерство, и сколько получает диплом за этот же год. я думаю, цифры не сопоставимы.
infowatch
Mar. 12th, 2010 02:54 pm (UTC)
вспоминаю например серию симпсонов, где они незаконно подключились к кабельному. а ведь это собирательный образ средневзвешенного запуганного обывателя.
Заметьте: Гомера-пирата не полиция выявила, а совесть замучила.
(no subject) - jrmm - Mar. 15th, 2010 06:32 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 23rd, 2010 02:17 pm (UTC)
Согласен на сто прОцентов.
Безработный киберхакодивономозг
( 66 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow